http://www.lib.ru/RUSSLIT/SMELEW/shmelev_sun.txt

     Эпопея

       

     Аннотация издательства:

     Эпопея "Солнце мертвых" - безусловно, одна из самых трагических книг за

всю  историю  человечества.  История  одичания  людей  в   братоубийственной

Гражданской войне  написана  не  просто  свидетелем  событий,  а  выдающимся

русским писателем, может быть, одним из самых  крупных  писателей  ХХ  века.

Масштабы творческого наследия Ивана Сергеевича Шмелева мы еще не осознали  в

полной мере.

     Впервые собранные воедино и приложенные к  настоящему  изданию  "Солнца

мертвых", письма автора к наркому Луначарскому и к писателю  Вересаеву  дают

книге как бы новое дыхание, увеличивают и без того громадный и эмоциональный

заряд произведения.

     Учитывая условия выживания людей в наших сегодняшних "горячих  точках",

эпопея "Солнце мертвых", к сожалению, опять актуальна.

     Как сказал по поводу этой книги Томас Манн:

     "Читайте, если у вас хватит смелости:"

       

     Реквием

        

     "Мы в Берлине! Неведомо для чего. Бежал от своего гopя. Тщетно... Мы  с

Олей разбиты душой и мыкаемся бесцельно... И даже впервые видимая  заграница

- не трогает... Мертвой душе свобода не нужна...

     Итак, я, может быть, попаду в Париж. Потом увижу Гент, Остенде, Брюгге,

затем Италия на один или два месяца. И - Москва! Смерть -  в  Москве.  Может

быть, в Крыму. Уеду умирать туда. Туда, да. Там у нас есть маленькая  дачка.

Там мы расстались с нашим  бесценным,  нашей  радостью,  нашей  жизнью...  -

Сережей. - Так я любил его, так любил и так  потерял  страшно.  О,  если  бы

чудо! Чудо, чуда хочу! Кошмар это, что я в Берлине. Зачем?  Ночь,  за  окном

дождь, огни плачут... Почему мы здесь и одни, совсем одни, Юля! Одни.  Пойми

это! Бесцельные, ненужные. И это не сон, не искус, это будто  бы  жизнь.  О,

тяжко!.."

     Так писал, вырвавшись из красной  России  за  границу,  Иван  Сергеевич

Шмелев своей любимой племяннице и душеприказчице Ю.А.Кутыриной в январе 1922

года.

     Он еще не знал, что никогда не вернется на родину,  еще  таил  надежду,

что его единственный сын Сергей, расстрелянный  во  время  большого  террора

конца 1920 - начала 1921 годов в Крыму, жив, еще не отошел от  пережитого  в

маленькой,  вымороженной  и  голодной  Алуште.  И  еще  не  родился  замысел

названного "эпопеей" реквиема - "Солнца мертвых".

     Эпопея создавалась в марте-сентябре 1923 года в Париже и у  Буниных,  в

Грассе. На калейдоскоп страшных впечатлений должна была лечь  траурная  тень

личной трагедии. В "Солнце мертвых" о погибшем сыне - ни  слова,  но  именно

глубокая человеческая боль, которую Шмелев не мог  унять  даже  выстраданным

словом, придает всему повествованию огромную масштабность. Многие знаменитые

писатели, а среди них Томас Манн, Герхард Гауптман, Сельма Лагерлеф, считали

"Солнце мертвых" самым сильным из созданного Шмелевым. Эмигрантская  критика

- Николай Кульман, Петр Пильский,  Юлий  Айхенвальд,  Владимир  Ладыженский,

Александр Амфитеатров - встретили шмелевскую эпопею восторженными откликами.

Но, пожалуй, наиболее проникновенно написал о  "Солнце  мертвых"  прекрасный

прозаик Иван Лукаш:

     "Эта замечательная книга вышла в свет и хлынула, как откровение, на всю

Европу, лихорадочно переводится на "большие" языки...

     Читал ее за полночь, задыхаясь.

     О чем книга И. С. Шмелева?

     О смерти русского человека и русской земли.

     О смерти русских трав и зверей, русских садов и русского неба.

     О смерти русского солнца.

     О смерти всей вселенной, - когда  умерла  Россия  -  о  мертвом  солнце

мертвых..."

     Несмотря  на  ужас  пережитого,  Шмелев  против  русского  человека  не

озлобился, хотя жизнь "новую" проклял. Но и  там,  под  чужим  небом,  желал

упокоиться  в  России,  в  любимой  им  Москве,  3  июля  1959   года   Юлия

Александровна Кутырина писала автору этих строк:

     "Важный вопрос для меня, как  помочь  мне  -  душеприказчице  (по  воле

завещания Ивана Сергеевича, моего  незабвенного  дяди  Вани)  выполнить  его

волю: перевезти его прах и его жены в Москву, для успокоения рядом с могилой

отца его в Донском монастыре..."

     Творчество Шмелева, его память освещает солнце  -  вечно  живое  солнце

русского страдания и русского подвижничества.

       

     Олег Михайлов

       

       

УТРО

 

       

     За глиняной стенкой, в тревожном сне, слышу я тяжелую поступь  и  треск

колючего сушняка...

     Это опять Тамарка напирает на мой забор, красавица симменталка,  белая,

в рыжих пятнах, - опора семьи, что живет повыше меня, на горке. Каждый  день

бутылки три молока - пенного, теплого, пахнущего живой коровой! Когда молоко

вскипает,  начинают  играть  на  нем  золотые  блестки  жира  и   появляется

пеночка...

     Не надо думать о таких пустяках - чего они лезут в голову!

     Итак, новое утро...

     Да, сон я видел... странный какой-то сон, чего не бывает в жизни.

     Все эти месяцы снятся мне пышные сны. С  чего?  Явь  моя  так  убога...

Дворцы, сады... Тысячи комнат  -  не  комнат,  а  зал  роскошный  из  сказок

Шехерезады - с люстрами в голубых огнях -  огнях  нездешних,  с  серебряными

столами, на которых груды цветов - нездешних. Я  хожу  и  хожу  по  залам  -

ищу...

     Кого я с великой мукой ищу - не знаю. В тоске, в тревоге я выглядываю в

огромные окна: за ними сады, с лужайками, с зеленеющими  долинками,  как  на

старинных картинах. Солнце как будто светит, но  это  не  наше  солнце...  -

подводный какой-то свет, бледной жести. И всюду - цветут деревья, нездешние:

высокие-высокие сирени,  бледные  колокольчики  на  них,  розы  поблекшие...

Странных людей я вижу. С лицами неживыми ходят, ходят они по залам в одеждах

бледных - с икон как будто, заглядывают со мною в окна. Что-то мне говорит -

я чую это щемящей болью, - что они прошли через  страшное,  сделали  с  ними

что-то, и они - вне жизни. Уже - нездешние... И невыносимая скорбь ходит  со

мной в этих до жути роскошных залах...

     Я рад проснуться.

     Конечно, она - Тамарка. Когда  молоко  вскипает...  Не  надо  думать  о

молоке. Хлеб насущный? У нас на несколько дней муки... Она хорошо  запрятана

по щелям - теперь опасно  держать  открыто:  придут  ночью...  На  огородике

помидоры - правда,  еще  зеленые,  но  они  скоро  покраснеют...  с  десяток

кукурузы, завязывается тыква... Довольно, не надо думать!..

     Как не хочется подыматься! Все тело ломит,  а  надо  ходить  по  балам,

рубить "кутюки" эти, дубовые корневища. Опять все то же!..

     Да что такое,  Тамарка  у  забора!..  Сопенье,  похлестывание  веток...

обгладывает миндаль! А сейчас подойдет к воротам и начнет выпирать  калитку.

Кажется, кол приставил... На прошлой неделе она выперла ее на колу, сняла  с

петель, когда все спали, и сожрала половину огорода. Конечно, голод...  Сена

у Вербы нет на горке, трава давно погорела  -  только  обглоданный  граб  да

камни. До поздней ночи нужно бродить Тамарке, выискивать по глубоким балкам,

по непролазным чащам. И она бродит, бродит...

     А все-таки подыматься надо. Какой же сегодня день? Месяц  -  август.  А

день... Дни теперь ни к чему, и календаря не надо.  Бессрочнику  все  едино!

Вчера доносило благовест в  городке...  Я  сорвал  зеленый  "кальвиль"  -  и

вспомнил: Преображение! Стоял с яблоком в балке... принес и положил тихо  на

веранде. Преображение... Лежит "кальвиль" на веранде. От него  теперь  можно

отсчитывать дни, недели...

     Надо начинать день, увертываться от  мыслей.  Надо  так  завертеться  в

пустяках дня, чтобы бездумно сказать себе: еще один день убит!

     Как каторжанин-бессрочник, я устало надеваю тряпье - милое мое прошлое,

изодранное по чащам. Каждый день надо ходить по балкам, царапаться с топором

по кручам: заготовлять к зиме топливо. Зачем - не знаю. Чтобы убивать время.

Мечтал когда-то сделаться Робинзоном - стал. Хуже, чем  Робинзоном.  У  того

было будущее, надежда: а вдруг - точка на горизонте! У нас не будет  никакой

точки, повек не будет. И вcе же надо ходить  за  топливом.  Будем  сидеть  в

зимнюю долгую ночь у печурки, смотреть в огонь.  В  огне  бывают  видения...

Прошлое вспыхивает и гаснет... Гора хворосту выросла за эти недели,  сохнет.

Надо еще, еще. Славно будет рубить зимой! Так и будут отскакивать! На  целые

дни работы. Надо пользоваться  погодой.  Теперь  хорошо,  тепло  -  можно  и

босиком или на деревяшках,  а  вот  как  задует  от  Чатырдага,  да  зарядят

дожди... Тогда плохо ходить по балкам.

     Я надеваю тряпье... Старьевщик посмеется над ним, в мешок запхает.  Что

понимают старьевщики! Они и живую душу крючком зацепят,  чтобы  выменять  на

гроши. Из  человеческих  костей  наварят  клею  -  для  будущего,  из  крови

настряпают  "кубиков"   для   бульона...   Раздолье   теперь   старьевщикам,

обновителям жизни! Возят они по ней железными крюками.

     Мои лохмотья... Последние годы жизни, последние дни - на них  последняя

ласка взгляда... Они не пойдут старьевщикам. Истают они под солнцем, истлеют

в дождях и ветрах, на колючих кустах по балкам, по птичьим гнездам...

     Надо отворить ставни. А ну-ка, какое утро?..

     Да какое же может быть  утро  в  Крыму,  у  моря,  в  начале  августа?!

Солнечное, конечно.  Такое  ослепительно-солнечное,  роскошное,  что  больно

глядеть на море: колет и бьет в глаза.

     Только отпахнешь дверь -  и  хлынет  в  защуренные  глаза,  в  обмятое,

увядающее лицо солнцем  пронизанная  ночная  свежесть  горных  лесов,  долин

горных, налитая особенной, крымской, горечью, настоявшеюся в  лесных  щелях,

сорвавшеюся с лугов, от Яйлы. Это - последние  волны  ночного  ветра:  скоро

потянет с моря.

     Милое утро, здравствуй!

     В отлогой балке - корытом, где виноградник, еще тенисто, свежо и  серо;

но глинистый скат напротив уже розово-красный, как свежая медь,  и  верхушки

молодок-груш, понизу виноградника, залиты алым глянцем.  А  хороши  молодки!

Прибрались,  подзолотились,  понавешали  на  себя  тяжелые   бусы-грушки   -

"мари-луиз".

     Я  тревожно  обыскиваю  глазами...  Целы!  Еще  одну   ночь   провисели

благополучно. Не жадность это: это же хлеб наш зреет, хлеб насущный.

     Здравствуйте и вы, горы!

     К морю - малютка гора Кастель, крепость над  виноградниками,  гремящими

надалеко славой. Там и золотистый "сотерн" - светлая кровь  горы,  и  густое

"бордо", пахнущее сафьяном  и  черносливом,  и  крымским  солнцем!  -  кровь

темная. Сторожит Кастель свои виноградники от стужи, греет ночами  жаром.  В

розовой шапке она теперь, понизу темная, вся - лесная.

     Правее, дальше - крепостная стена-отвес, голая Куш-Кая, плакат  горный.

Утром - розовый, к ночи - синий. Все вбирает в себя, все  видит.  Чертит  на

нем неведомая рука... Сколько верст до него, а  -  близкий.  Вытяни  руку  и

коснешься: только перемахнуть долину внизу и  взгорья,  все  -  в  садах,  в

виноградниках, в лесах, балках. Вспыхивает по ним  невидимая  дорога  пылью:

катит автомобиль на Ялту.

     Правее еще - мохнатая шапка  лесного  Бабугана.  Утрами  золотится  он;

обычно - дремуче-черен. Видны на нем щетины  лесов  сосновых,  когда  солнце

плавится и дрожит за ними. Оттуда приходит дождь. Солнце туда уходит.

     Почему-то кажется мне, что с дремуче-черного Бабугана сползает ночь...

     Не надо думать о ночи, о снах обманных, где все - нездешнее. Ночью  они

вернутся. Утро срывает сны: вот она, голая правда, - под ногами. Встречай же

его молитвой! Оно открывает дали...

     Не надо глядеть на дали: дали обманчивы, как и сны. Они манят  и  -  не

дают. В них голубого много, зеленого, золотого. Не  надо  сказок.  Вот  она,

правда, - под ногами.

     Я знаю, что в виноградниках, под Кастелью, не будет  винограда,  что  в

белых домиках  -  пусто,  а  по  лесистым  взгорьям  разметаны  человеческие

жизни... Знаю, что земля напиталась кровью, и вино выйдет терпким и не  даст

радостного забытья. Страшное вписала в  себя  серая  стена  Куш-Каи,  видная

недалеко. Время придет - прочтется...

     Я уже не гляжу на дали.

     Смотрю через свою балку. Там - мои молодые миндали, пустырь за ними.

     Каменистый клочок земли, недавно собиравшийся жить,  теперь  -  убитый.

Черные рога виноградника: побили  его  коровы.  Зимние  ливни  роют  на  нем

дороги, прокладывают морщины. Торчит перекати-поле, уже отсохшее: заскачет -

только задует Север. Старая татарская груша, дуплистая и кривая, годы цветет

и сохнет, годы кидает вокруг медовую желтую "буздурхан", все дожидает смены.

Не приходит смена. А она, упрямая, ждет и ждет, наливает, цветет  и  сохнет.

Затаиваются на ней ястреба. Любят качаться вороны в бурю.

     А вот -  бельмо  на  глазу,  калека.  Когда-то  -  Ясная  Горка,  дачка

учительницы екатеринославской. Стоит - кривится.  Давно  обобрали  ее  воры,

побили стекла, и она ослепла. Осыпается штукатурка, показывает ребра. А  все

еще доматываются в ветре повешенные когда-то сушиться тряпки - болтаются  на

гвоздях, у кухни. Где-то теперь заботливая  хозяйка?  Где-то.  Разрослись  у

слепой веранды вонючие уксусные деревья.

     Дачка свободна и бесхозяйна, - и ее захватил павлин.