О молитве

 

Глава 1

 

Чтобы христианин всегда получал благодатную помощь Божию , надо чтобы он находился в непрерывном общении с Богом , и постоянно был в связи с внешним миром . Средством для этого является молитва . Молитва есть разговор человека с Богом , благочестивый разговор человеческой души с ее Творцем .

Молитва разделяется на внешнюю и внутреннюю . Внешняя молитва выражается словами или знаками ; внутренней молитвой человек молится в своей душе .

Внешняя молитва без внутренней не имеет цены , потому что это фарисейская , лицемерная молитва . Внутреннюю молитву Бог слышит и тогда , когда она ничем не выражается . Но в большинстве случаев наша внутренняя молитва выражается . Все движения нашей души влияют на наше тело . И как сразу видно весел человек или [ печален ] , так как тело принимает впечатление от души [ так точно ] и благочестивое настроение стремится , чтобы [ ему ] тело подчинялось . А также выражение нашей религиозности движениями или другими знаками [ выражается ] потребностью нашей души . Поэтому не правы те , которые говорят , что достаточна только внутренняя молитва : такие люди в большинстве случаев никак не молятся . Можем молиться только внутренней молитвой , но кроме нее с времени на время нужна у внешняя молитва . Она необходима , чтобы усилилось наше молитвенное настроение , потому , что всякое выраженное чувство усиливается . Поэтому обычно , наша внутренняя молитва соединена с внешней , или общественной или частной молитвой .

 

Глава II

 

 

Общественное Богослужение есть молитва , которая совершается от имени собора , от имени Церкви . Частная молитва есть моление одного или нескольких людей без посредства Божиих слуг . Частную молитву может совершать всякий . И в его воле , будет ли он читать определенные молитвы или будет молиться , так как ему душевное настроение указывает .

Общественная молитва , особенно молитва в Церкви важнее частичной молитвы . Христос сказал « Идеже бо еста два , или трие собрани во имя Мое , ту есмь посреди их » ( Мф.18 : 20) .

Бог любит , чтобы люди спасались вместе и поэтому основал Церковь , т . е . общество всех которые правильно веруют в Бога , которые имеют главой Христа , которые имеют целью перерождение и совершенство членов на земле , и их блаженство на небе . Для этого спасения надо быть членом Церкви и принимать участие в ее жизни . Члены Церкви должны собираться на общую молитву по храмам , местам посвященным Богу , где все напоминает о небесном .

В храмах мы легче можем освободиться от земных попечений и все свое внимание устремить на молитву .

Молясь вместе мы выражаем этим любовь друг ко другу , и поэтому во время общественных Богослужений не надо читать частные молитвы , но надобно следить за Богослужением , вместе выражать знаки Богопочитания ( метания , поклоны и т.д. ) . Такая молитва увеличивает благочестивое настроение на одушевление молящихся , потому что передается от одного к другому . Бог , хотя и слышит всякого на каждом месте , особенно присутствует своей благодатью в храмах , что явлено людям во многих видениях ( св. Андрей Юродивый видел Покров Богородицы ; . Св Серафим Саровский видел Христа во время малого Входа ; . Служение ангелов со св Спиридоном Тримифунтским и т.д. ) . « Богу мила домашняя молитва , но еще милее молитва в церкви » , было явлено святой праведной Иулиании ( жила в XVIIвеке ) .

По церковным канонам ( 80 - е Правило , Трульского собора ) , христианин который в продолжении трех воскресных дней не приходил в церковное собрание на Литургию , должен быть отлучен от Церкви , а если священное лицо , то извержен от клира . Только те , которые жили совсем уединенно в пустыне , не собирались на общую молитву , но где было несколько пустынников поблизости , то субботу и неделю они проводили вместе , собравшись на Богослужение .

Участие в общественном Богослужении является доказательством , что мы принадлежим к Церкви , а удаление от Богослужения знак отступничества от Церкви . Посещать Богослужения во храме надобно на только по воскресениям и праздниках , но по возможности и каждый день .

 

Глава III

 

 

Важно присутствовать на общественном Богослужении , но не смеют из - за этого опускаться частные молитвы . Эти два вида молитв дополняют один одного . Отдельная молитва необходимо надобна , потому что часто , а особенно при сокращенном Богослужении , человек не может удовлетвориться только молитвой в храме .

Кроме того отдельная молитва имеет некоторые добрые особенности , которых не имеет явная молитва .

Уединенный человек может лучше углубится в молитву . Когда никто не присутствует , человек думает , что его никто не видит , кроме того , который видел Нафанаила под смоковницей ( Ин.1 : 48) , - и поэтому вполне отдается молитве , говоря Богу все , что у него на сердце . Поэтому угодники Божии значительную часть времени определили для молитвы , не только совместной , но и отдельной .

Молитвенное расположение , говорит один подвижник , является термометром душевного состояния человека . Поскольку человек больше стремится к молитве , постольку лучше стоит духовно .

Быть нерасположенным и не иметь желания молиться значит быть духовно заспанным и духовно мертвым .

 

Глава IV

 

 

О чем надо молиться ? Молитвы делятся на славословные , благодарственные и просительные .

На первом месте стоит молитва славословная , когда славим Бога и величаем Его за Его совершенства , подобно небесным ангелам . Тогда человек совсем не думает о себе и о своих потребностях , но весь свой духовный взгляд устремляет к Богу .

Благодарственная молитва есть потребность человеческой души , которая ощущает Божественную заботу о себе . В ней человек признает Бога , за своего добродетеля и , не ища ничего больше для себя , выражает перед Богом свои чувства благодарности за полученные милости . Христос похвалил самарянина , который вернулся благодарить за исцеление и выразил порицание его друзьям , которые это не сделали ( Лк.17 :12- 19) . « О всем благодарите : сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас » , - пишет апостол Павел ( 1Сол.5 : 18) .

Просительная молитва отличается от первых двух молитв тем , что в ней человек нечто просит от Бога .

Молятся часто не только из чистой любви к Богу , но и в ожидании блага , которое надеяться получить от Него . Но и эта молитва угодна Богу и очень полезна человеку возвышая его дух к Богу . Молясь такой молитвой человек ощущает свою зависимость от Бога , и укрепляет свою надежду на Него . Этим учится просить помощь от всемогущего Бога , от человека или своего разума и силы . Господь заповедал , чтобы мы обращались к Нему не только с славословием или благодарностью , но и с просьбой о наших потребностях : « ищите , и обрящите » ( Мф.7 : 7) ; « Доселе не просисте ничесоже во имя мое : просите , и примете , да радость ваша исполнена будет » ( Ин.16 : 24) . Сам Господь дал нам образец частной молитвы и Он сам молился такой молитвой к Богу Отцу .

Бог не ждет , чтобы мы являли Ему свои потребности , так как он их Сам знает . Но , то для нас самих потребно , чтобы мы чаще вспоминали Бога и яснее видели , что все добро , которое имеем от него приходит . Поэтому много раз Бог нам дает свои блага только после нашей теплой молитвы . А о изгнании злых духов из человека Христос определенно сказал : « Сей же род не исходит , токмо молитвою и постом » ( Мф.17 : 21) .

Молится к Богу надо о всех наших потребностях как духовных так и телесных . Много лучше молитва , когда молимся о духовном благе . Всякий христианин должен в первую очередь молится о своем спасении и о спасении своих близких . Его любовь по отношению к ближним должна охватить целый свет и он должен молится за всех людей . Это должен делать особенно пастырь , который обязан заботиться о человеческих душах , потому что пастырство соединено со священством , посредничеством между Богом и людьми . Апостол Павел пишет Тимофею : « Молю убо прежде всех творити молитвы , моления , прошения , благодарения за вся человеки » ( 1Тим.2 : 1) .

Священник должен особенно молиться о своей пастве , чтобы Бог помог ему водить по правому пути . Богу эти молитвы самые милые . Когда Соломон молился Богу , чтобы Бог дал ему премудрость для управления народом , Господь подарил ему кроме премудрости также земную славу и богатство .

И христианам заповедано , чтобы не заботились о земном , но « Ищите же прежде царствия Божия , и правды его , и сия вся приложатся вам » ( Мф.6 : 33) .

Зато первая молитва должна быть о духовных потребностях . Когда пастырь молит Бога о помощи в своем труде Господь - Верховный пастырь - очень скоро эту молитву исполнит . Но она должна быть с полной верой и любовью к Богу и людям о которых молимся .

 

Глава V

 

 

Молитва должна всегда заканчиваться преданием себя воли Божией . Часто мы ошибаемся в выборе вредного и полезного для нас и просим Бога о вредном и для нас и для другого . Поэтому мы иногда не получаем от Бога то , что просим . Но это не значит , что нас Бог не слышит .

Бог нас слышит и даст нам другое , более полезное вместо того о котором мы молились . Получивши это , мы наполняемся душевным миром и чувствуем в сердце , что это ответ на нашу просьбу .

Прожили в молитвах и великие святители , и самому апостолу Павлу Бог открыл в видении , что ему полезно , чтобы его молитва не исполнилась ( 2Кор.12 : 9) . Иногда Господь исполняет нашу молитву позднее , чтобы мы усилили нашу ревность в молитве и показали нашу веру .

Не должно слабить в молитве даже тогда , когда нам кажется , что Бог обернул свое лице от нас и не слышит нашу молитву . Христос свою притчу о неправедном судии закончил словами : « Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных своих , вопиющих к нему день и нощь , и долготерпя о них ? Глаголю вам , яко сотворит отмщение их вскоре » ( Лк.18 : 7- 8) .

Господь похвалил хананеянку , которая Его неотступно просила , и исполнил ее просьбу ( Мф.15 :21- 28 ; Мк.7 :24- 30) . Так и мы никогда не должны терять надежду что Бог исполнит нашу просьбу : будем молиться пока не получим или не почувствуем , что наша молитва ни в воле Божией .

 

Глава VI

 

 

Молится надо не только тогда когда ощущаем нужду в чем либо , но вся жизнь христианина должна быть молитвой , особенно жизнь пастыря . Апостол Павел говорит : « Непрестанно молитеся » ( 1Сол.5 : 17) . Это не значит , что человек должен только молится и ничего больше не делать . Но это означает , что человек всегда должен иметь молитвенной настроение и каждый момент иметь в уме , что он находится перед лицом Божиим и в душе своей разговаривает с Ним . Заповедуется , следовательно , непрерывная внутренняя молитва . В это состояние нельзя сразу войти . Не правы те , которые говорят , что кроме внутренней молитвы не нужны никакие другие , так как в постоянной молитве может находиться только тот , который обучен внешней молитве .

 

Глава VII

 

 

Молитва имеет различные степени . Чаще всего случается , что не имеем желания молиться , не смотря на то , что пришло время молитвы . В этом случае надо себя побороть и читать определенные молитвы , со вниманием выговаривая или читая каждое слово . В начале это будет лишь механический труд , и молитва будет только внешняя . Но это не есть молитва лицемера и фарисея , о которых Христос сказал , что они его почитают только устами , а что сердце их далеко от Него ( Мф.15 : 8) . Фарисеи и не старались приблизится духовно к Богу , и молились только для того , чтобы показаться перед людьми благочестивыми . А здесь человек желает молится , не думая о людской похвале , но молится только внешней молитвой потому что его дух в тот час не приготовлен для молитвы .

За время этой внешней молитвы приходит настроение для искренней молитвы . Надо только желать этого и следить за молитвами , которые читаем . В этом случае не надобно заставлять себя что - либо ощущать или вызывать в себе чувство : оно бы было неискренно . Если внимательно читаем молитвы , тогда мы приготовимся для молитвы .

Сначала получим интерес о том , что читаем , и уже не должны заставлять себя быть внимательными . После этого мы получаем желание к молитве , находим в том духовное удовлетворение .

Затем мы отдаемся молитве , забываем о всем земном , переносясь мыслию к Богу . Наконец достигаем высшей степени молитвы , когда наш ум всегда направлен к небесам и когда наш дух находится в непрерывном разговоре с Богом . Человек все сознает : может все делать и о всем думать , но в это же время его ум молится Богу и просит от Него руководства . Это же непрерывная молитва , к которой должны все стремиться , но ее могут иметь только великие молитвенники и ревнители благочестия .

Иногда когда они отдаются не только внутренней , но и внешней молитве они ощущают такое блаженство , что забывают все мирское и предчувствуют блаженство вечной жизни с Богом . Такое состояние не продолжается долго . « Отними от меня волны Твоей благодати чтобы я не умер от полноты блаженства » , молился один подвижник .

Но и в остальное время такие подвижники так одушевлены , что никакие тяжести этой мирской жизни не в состоянии победить мир и блаженство , которое царствует в их душах . Они радостно все переносят ради имени Христова . Вера их твердая опора . Они в постоянном общении с горним светом .

Однажды пришли к преподобному Серафиму Саровскому (2 июня 1833 г . ) Люди из его края и спрашивали у него , что передать его родственникам . Преподобный посмотрел тогда на иконы , и сказал : « Эти мои родственники » . Это не были только слова , но постоянное общение со святыми , стало причиной того , что они в действительности стали самые лучшие и самые дорогие приятели великого молитвенника .

Разумеется , этого состояния могут достигнуть только некоторые . Но каждый христианин должен трудится сам и направлять своих ближних на молитву ; должен потрудится сам сколько в силах чтобы получить благодатные дары , которые получаются через молитву .

 

Глава VIII

 

 

Крепость веры , душевный мир , укрепление душевных способностей , ощущение непосредственной близости Бога и Его святых - это сопутствует молитве .

Кроме того молитвою получаются многочисленные дары за наши духовные и земные потребности , особенно за первые .

Когда молимся о чем - нибудь , что полезно нам или нашим близким , часто Господь так быстро исполняет наши просьбы , что не успеваем молитву выговорить словами или мысленно , а ум получает то , о чем мы молились . Это должно нас убедить в том , что Бог заботится о нас и тогда , когда мы не получаем сразу просимое .

Бог дает нам в молитве и многие дары о которых мы не молились , так как сила молитвы не состоит в выговоренных словах или мыслях , но сила молитвы есть общение с Духом Святым . А так и Дух помогает нам в наших слабостях : так как не знаем о чем молиться , как полагается , « но сам Дух ходатайствует о нас , воздыхании неизглаголанными » ( Рим.8 : 26) .

Молитва есть так же средство за укрепление любви и примирения с врагами . Когда мы молимся за кого - нибудь , у нас создается расположение к нему , и тот , не зная за это , ощущает проявленную ему любовь и его сердце становится мягче . Поэтому надо всегда молиться не только о себе , но и о других живых и умерших .

Особенно пастырь должен молиться о своей пастве , так как это одна из главных его обязанностей по отношению к ней . Если он запустит эту должность , тогда не может успешно исполнять и остальные . В молитве он черпает силу за свою работу .

 

Глава IX

 

 

Всякий христианин должен молиться хотя бы три раза в день : вечером , утром и в полдень , особенно если он духовное лицо . Должен определить себе каждый день определенное время посвятить его молитве и без особенной надобности не оставлять это время молитвы .

Когда пробудится утром , первая его мысль должна быть обращена к Богу ; когда встанет должен провести в молчании столько времени , сколько ему обстоятельства разрешают .

Так же и перед сном , каждый христианин должен молиться Богу , каясь в грехах и молиться Богу , чтобы наступающий день больше преуспевал в доброй жизни и Божием законе .

Если кроме определенного времени христианин ощутит желание молиться , не надо воздерживаться . Пусть молится только внутренней молитвой , если в том [ есть нужда и он ] находится в обществе . Если свободен , должен оставить другие заботы [ и продолжить ] молитву пока продолжается настроение . Святой Иоанн Златоуст [ говорит : « Если ты ] пробудишься ночью и ощутишь желание молится , стань на [ колени ] и ангел хранитель будет молится вместе с тобой . Если же [ уснешь ] и не вcтанешь , отступит ангел от тебя и дьявол придет [?] » .

[ Древние ] отцы советуют , если во время молитвы какое - [ нибудь ] слово или выражение особенно привлечет наше внимание и вызовет ощущение , не должно читать дольше пока оно продолжается . Лучше меньше прочесть с чувством , нежели больше и без чувства . Должны определить и [ долю ] , какие молитвы будем читать , но это не должно быть лишь формальное исполнение правила и без цели .

Надо сначала немного успокоиться и тогда внимательно прочесть молитвы , а потом дать некоторое время душе остаться под влиянием совершенной молитвы . И тогда с верой в Божию помощь приступить к своим занятиям . Аминь .